Становление и развитие художественной самодеятельности в Балезино – от клуба имени Кирова до РДК «Дружба»
В этом году исполняется пятьдесят лет с момента присвоения хору «Родные напевы» почётного звания народный. Руководит им Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики Люция Антиферовна Наговицына. «Золотой» певческий голос коллектива высоко оценён творческими деятелями и зрителями республики. Наши артисты не раз становились участниками фестивалей, победителями и призёрами различных конкурсов. А путь к признанию был долог.
Этап становления
Хор Клуба им. Кирова в 1946 году
В 1920 году комсомольцы-железнодорожники своими силами перестроили деревянный склад боеприпасов в Народный дом, который позднее стал называться клубом имени Кирова. Сами же комсомольцы создали и возглавили коллективы художественной самодеятельности: оркестр народных инструментов, агиттеатр «Синие блузы» с театральным кружком, самодеятельный хор. Как оркестр, так и в целом клуб возглавлял Пётр Андреевич Черепанов. Хотя клуб считался железнодорожным, в самодеятельности участвовали рабочие и служащие других предприятий и учреждений посёлка. В эти годы хор совместно с агиттеатром объехал, пожалуй, все окрестные деревни и сёла. Период до начала Великой Отечественной войны можно назвать этапом становления.
Артистам – и война не помеха
Вокально-танцевальная композиция Казаки. 1954 год.
Несмотря на военную напряжённость в стране, коллектив находил время и на репетиции, и на выступления. Неизменным участником хора была Наталья Степановна Широкова, одна из первых жителей станции Балезино, которой впоследствии было присвоено звание Почётного гражданина Балезинского района. Как вспоминала она позже, после работы самодеятельные артисты пешком шли в такие деревни, как Бурино, Быдыпи, Кожило, доходили и до Пыбьи. На поезде выезжали на станции – концертами радовали и строителей железной дороги Балезино-Ижевск. Особое волнение испытывали местные артисты, выступая перед ранеными солдатами в военном госпитале, который располагался в посёлке Балезино. В числе участников были не только местные жители, но и сами эвакуированные. Руководителями хора в те годы были Зинаида Флегонтьевна Покровская и Екатерина Степановна Дементьева.
Творческий взлёт – заслуга самородков
Красильщикова Э.А.
После войны в жизни коллектива наступил новый период. Численность хора значительно выросла – его состав пополнился вернувшимися с фронта. Подросло и молодое поколение. К шестидесятым годам хор насчитывал более полусотни человек и стал называться ансамблем песни и пляски, причём ансамбль включал ветеранский, мужской и женский хоры, танцевальный коллектив. Самодеятельные артисты стали занимать призовые места в ведомственных, республиканских и всероссийских смотрах-конкурсах.
Значительная заслуга в стремительном творческом «взлёте» принадлежит директору клуба Эсфири Александровне Красильщиковой. Она возглавила клуб в 1952 году, была талантливым режиссёром-постановщиком и сценаристом. С её приходом хор не просто стоял и пел, а любое выступление превращалось в целую театральную постановку. За заслуги в развитии культуры ей присвоено звание Заслуженного работника культуры Удмуртской АССР.
Гармонистами-аккомпаниаторами в это время были такие известные в посёлке самодеятельные музыканты, как Борис Сергеевич и Серафим Владимирович Корепановы. Борис Сергеевич стал известен не только как музыкант, но и как композитор. Один из его переплясов «Балезинский тыпыртон» исполняют сегодня профессиональные коллективы, в том числе ансамбль песни и танца «Италмас». Как и Эсфирь Александровна, этот самородок принимал участие во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году.
Конкуренция без тёмных оттенков
Корепанов С.В. 1979 г.
В те годы в посёлке «конкурировали» два коллектива художественной самодеятельности: клуба имени Кирова и клуба имени Короленко. Каждый знал Бориса и Серафима Корепановых, Александра Невских, Валерия Юдицкого. И у каждого коллектива были свои преданные поклонники. Но конкуренция не имела негативного оттенка, наоборот, соперничество заставляло всё больше работать над своим мастерством, искать новые творческие подходы к работе.
Шли годы. Здание клуба имени Кирова в деревянном исполнении ветшало. В 1965 году железная дорога начала строительство нового, современного, очага культуры, но не хватило средств. Несколько лет клуб стоял недостроенным. В это время нашлись деньги в республиканском бюджете, и стройка была передана от «железки» на баланс района. Так клуб Кирова стал районным домом культуры. Некоторое время в нём существовали две структуры: РДК «Дружба» и клуб имени Кирова, у каждого была своя художественная самодеятельность. Но когда стал понятен абсурд двоевластия, их объединили.
Ценители живой музыки были, есть и будут!
Таким образом, РДК «Дружба» стал наследником славы клуба имени Кирова. И не растерял её, а преумножил. В семидесятые-восьмидесятые годы коллектив художественной самодеятельности становился победителем и призёром различных масштабных мероприятий. В числе самых известных и запомнившихся – республиканский конкурс «Кто из 25?», Всесоюзный смотр-конкурс, посвящённый 40-летию Победы, II Всесоюзный фестиваль народного творчества, Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности и ряд других.
Кризис девяностых и взрывное развитие информационных технологий не могли не сказаться на художественной самодеятельности. Но остались настоящие ценители песни и живой музыки. Самодеятельность держалась на подлинных энтузиастах творчества. Благодаря им удалось сохранить столь высокую планку выступлений, сохранить звание народного коллектива.
О. Кондратьев, хранитель фондов районного музея