Кестымская церковь: миф или реальность?

Фото: vpered-balezino.ru

или Как церковь загадочным образом стала (вернее не стала) мечетью

Старая мечеть в Кестыме представляет собой здание сложной формы. Мечети по такому проекту строились редко.

Кестымская церковь: миф или реальность?

Или как церковь загадочным образом стала (вернее не стала) мечетью.

Все знают, что старая деревянная мечеть 1905 года постройки, которая до сих пор стоит в д. Кестым, имеет необычайную форму и большой размер, отличаясь этим от простых и скромных сельских мечетей. Если классические мечети татар были обычной прямоугольной формы, то наша была построена в виде многогранного здания с восьмиугольником в центре. И это обстоятельство  всегда будоражило фантазию любознательных людей. Некоторые видели в мечети образ легендарного ноева ковчега, рассекающего волны всемирного потопа. А некоторым людям в силуэте мечети и вовсе мерещился образ православного храма, переделанного под мечеть.  Так на протяжении целого века существования мечети рождались и обрастали подробностями легенды и байки о её загадочном появлении на центральной площади Кестыма. И эти легенды сходились в одном: мечеть построил Гусман хаджи Касимов после страшного пожара, который в 1903 году уничтожил половину Кестыма (в архивных документах указано, что тогда сгорело 136 домов). А купец тогдабыл в хадже, и когда узнал о пожаре, то обещал Аллаху, что если его дом не сгорел, то он отстроит мечеть заново (прежняя тоже была построена им в 1894 году). Так и случилось: Аллах уберег дом, и купец потратил все свое богатство на постройку красавицы-мечети. Сам купец умер в 1917 году. Очевидцев строительства с годами оставалось все меньше и меньше. Документов о строительстве и вовсе не сохранилось. И вот тогда и начали рождаться различные байки.

Среди кестымцев до сих пор из уст в уста ходит легенда о том, что Кестымская мечеть была построена из сруба, приготовленного для постройки православного храма в с. Святогорье(современное с.Красногорье). Якобы не успели там построить деревянную церковь, нашелся купец, пожертвовавший деньги на возведение каменной церкви, а приготовленных сруб оказался лишним. А в это время якобы как раз сгорела кестымская мечеть, и святогорцы предложили выкупить сруб Гусману хаджи. Не пропадать же зря срубу! И якобы именно по этой причине мечеть похожа на церковь. Я и сам поначалу верил в эту легенду. Но в душе как-то оставалось сомнение: навряд ли православные захотели бы продать пусть и не освященный, но всё-таки «православный» сруб под мусульманский храм. Да и мусульманин-купец (еще и хаджи к тому же!)  не мог тогда купить православный храм.  Тогда я решил докопаться до истины. Поиски архивных документов в Ижевске и Кирове о строительстве мечети не увенчались успехом. Временем строительства везде указан год постройки сгоревшей мечети. А проект новой мечети попросту не сохранился (или же затерялся в архиве среди других бумах). Однако чтобы опровергнуть или же доказать «христианское» происхождение мечети, достаточно было изучить документы о строительстве православных храмов (прежде всего в с. Святогорье).  Тогда я в Кировском архиве перебрал десятки проектов православных церквей, построенных в Глазовском уезде в конце 19 – начале 20 веков.   И вот тут кропотливая работа в архиве  легенду о мечети-церкви полностью опровергла.  Каменный храм в с. Святогорье был построен в 1890–1900 гг. на средства прихожан. Навряд ли, сруб, якобы приготовленный для строительства деревянной церкви,  с 1890 по 1903 год простоял бы в с. Святогорье просто так. А старую деревянную церковь тем более не могли продать в кестым – ее попросту переделали под единоверческую, и она действовала в Святогорьевплоть до своего закрытия в 1936 году.

Можно было предположить, что мечеть – это церковь из какой-нибудь другой деревни. Однако ни в одном архивном деле я не нашел проекта церкви, хоть чем-то похожую на Кестымскую мечеть по форме. Таких форм деревянные церкви попросту не строились! Не христианская наша мечеть! Она просто «наша»! Кестымская! Так подумал я, возвращаясь с гордо поднятой головой из Кировского архива. А мечеть по-прежнему встретила меня в своем молчаливом и загадочной безмолвии.

Так откуда же тогда родилась легенда о святогорском происхождении мечети? Почему именно Святогорье? Расспрашивая потомков Гусман хаджи (хотя я и сам его дальний потомок), я докопался до истины (ну или хотя бы ближе к истине). Семейное предание гласит, что  сруб делали удмурты села Святогорье. Гусман хаджи нанял их плотниками, так как удмурты испокон веков славились мастерами строительного дела, знали толк в древесине и ведали секреты заготовки строительного леса. А где лучше делать сруб? –кончно же поближе к лесу со строевыми деревьями. Вот поэтому сруб рубили не в Кестыме (кестымцы и так после страшного пожарануждались в лесе), а в Святогорье. Гусман хаджи заказывал удмуртам святогорской стороны поштучно бревна определенного диаметра и длины. Те их свозили в Святогорье, а местные мастера трудились над сооружением сруба. И лишь потом уже  перевезли его готовымв Кестым.  А вот минарет (башню мечети) умели делать только татары из с. Карино (прародина татар севера Удмуртии) современного Слободского района Кировской области. Они ездили делать минареты по всей Вятской губернии, и были вне конкуренции.

Теперь понятно, подумал я, почему наша мечеть такая странная по форме – делали то удмурты. И они могли не представлять, как должна выглядеть мечеть.  И в очередной раз я ошибся…Уже позже я узнал, что мечети, так же как и церкви, без проекта не строились, что местная губернская полиция зорко следила за строительство храмов, чтобы все делалось по свыше утвержденным чертежам и планам. Изучая литературу по архитектуре татарских мечетей, я наткнулся на информацию о том, чтоВысочайшим Указом от 31 мая 1829 года было предписано строительство мечетей в России только по единому образцовому проекту.  Если до этого формы и размеры строящихся мечетей зависели только от региональных архитектурных особенностей молитвенных зданий и материальных возможностей прихожан, то отныне все мечети должны были строиться по единому проекту. Однако при составлении образцового проекта не были учтены формы и размеры уже существующих мечетей. А они в основном были прямоугольной формы и небольших размеров. А мечеть нового образца представляла  собой здание сложной формы, состоящей из восьмиугольника в центре и примыкающих к ней с северной и южной стороны прямоугольных сеней и михраба. Получалось двенадцатиугольное здание. «Так ведь это же и есть проект Кестымской мечети!» — воскликнул я. Вот где оказывается собака (вернее отгадка загадки о необычайной форме мечети) зарыта! Все гениально и просто. И самое интересное, что этот проект среди татар не прижился из-за сложности строительства и неудобности форм. Указ вскоре отменили. И поэтому многоугольные мечети строились редко, и то не все они сохранились до наших дней. И только наша мечеть – исключение. И этим она уникальна! И вовсе она не «христианская» ни по форме, ни по происхождению. А скорее царская!- ведь именно батюшка-царь Николай Первый утвердил образцовый проект, по которому она построена.

Вроде бы точка в истории загадочной Кестымской «церкви» (вернее мечети) уже поставлена. Но оказалось, что рано еще успокоиться. Работая в архивах и читая научные статьи, я опять наткнулся  на некую Кестымскую церковь. Теперь уже реальную. Оказывается, она все–таки была! Но не в д. Кестым, а в с. Кестым. Да, да, вы не ослышались. Кроме татарской деревни Кестым было еще удмуртское село Кестым. Сейчас мало кто этому поверит, но в прежние времена современное с. Пыбья в официальных документах называлось село Кестым. А пыбьинская церковь называлась кестымской. А перевезена она была туда из села Парзи современного Глазовского района. До сих пор многие исследователи путают два Кестыма. И на полном серьезе пишут, что из с.Парзи здание церкви было выкуплено жителями Кестыма и переделана под мечеть. А еще хуже, когда пишут, что в д.Кестым сохранилось здание Филипповской церкви. А еще страшно, когда такая небылица тиражируется в просторах Интернета,вводя в заблуждение остальных людей. Простой тому пример.  Года два назад мне звонил архивариусГлазовской епархии, расспрашивал, про эту историю — хотел внести нашу мечеть в список сохранившихся зданий православных храмов. Его обращение меня еще больше подтолкнуло к изучению истории Кестымскойцеркви, чтоб доказать ему обратное. Заодно и сам решил выяснить, сохранилось ли здание в Пыбье. Через знакомых расспросил некоторых пыбьинцев о судьбе храма.

Так почему же храм назывался Кестымским? А разгадка очень проста: многие населенные пункты до 1918 года имели несколько названий. Одно  — в официальных документах, а второе – историческое название, разговорное. И населенные пункты делились по статусу: селом, деревня, починок. В селе обязательно была церковь. А починком называли вновь образованное небольшое поселение. И все три поселения могли иметь одинаковое название. Так произошло и с Кестымом. Деревней Кестым называли татарскую деревню (там же не было церкви, а мечет не брали в счет). Селом Кестым стали называть Пыбью, после постройки в ней правславного храма. А Кестымским починком называли Нурызово. А причина проста – все они расположены вдоль речки Кестымки. Вот так появилась путаница. Филипповская церковь из с. Пыбья «переехала» в д.Кестым. Кестымская мечеть опять «превратилась» в  церковь. Пыбьинского(Кестымского) храма уже давно нет, а умы людей она продолжает будоражить . Даже мне, мусульманскому священнику, он уже стал как-то почти родным. Буквально на днях узнал, что в Пыбье до сих пор некоторые верят, что после разборки пустующего здания церкви, ее бревна были увезены в Кестым. Так родилась очередная байка.

Нередко путаница возникает и  с названиями волостей.До 1929 года Пыбья входила в Кестымскую волость. А нынешняя деревня Кестым – в Балезинскую волость. Секрет такой путаницы опять таки очень прост – Центром Кестымской волости было село Кестым (Пыбья), и д. Кестым туда попросту не входила.

Когда я был в музее Пыбьинской школы, то увидел, что там нет фото церкви, а есть только рисунок. Изучая в ижевском архиве историю мечетей Удмуртии, я сталкивался с фотографиями церквей, и на всякий случай сфотографировал фото пыбьинского храма. В кировском архиве нашел ее проект и убедился, что у неё ничего общего нет с мечетью. А потом и самому стало интересно узнать об истории храма. Как-никак хоть и небылицами, но она связана с историей мечети, в которой я работаю. В справочнике нашел только краткую информацию из архивного каталога. Решил поискать в интернете сведения о священниках. За два часа нашел некоторую  информацию. Собрал все имеющиеся данные в одно место, проанализировал, сверил их между собой. И вот что получилось.

До 1899 года население д. Кестым (Пыбья тогда еще была деревней) входило в православный приход с. Балезино. В 1876 году  священником с. Балезино Александром Филимоновым в деревне была открыта двухлетняя церковно-приходская школа. В 1885 году школа стала четырехгодичной.

Приход в с. Кестым был открыт по указу Священного  Синода от 23 июня 1899 г. № 3566.  Деревня была переименована в село.

В состав прихода вошли селения, ранее входившие в приход с. Балезино: с. Кестым (Пыбья), д. Пыбья (скорее всего это Нурызово), поч. Тукташ, поч. Гондырпи, поч. Истишур, д. Сепыч, д. Трубашур, д. Котомка, д. Коровай (?). В 1921 году выходцами из Пыбьи был основан хутор Калинушка, который так же вошел в данный приход.

Деревянная церковь в Пыбье была построена в 1900 г. на средства прихожан. Она была куплена пыбьинцамив 1899 г. в селе Верх Парзи современного Глазовского района после строительства там каменного храма.В ВерхПарзях она простояла с 1852 года. В Пыбье храм был  освящен с одним престолом 14 февраля 1900 г. во имя святогоапостола Филиппа.

В 1900 г. при церкви было открыто церковно-приходское попечительство.

Пыбьинская церковь в советские годы не миновала участи сотен храмов — была закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома от 11 апреля 1934 г. Здание было передано под культурное учреждение (сельский клуб). После строительства нового здания Дома культуры здание пустовало, пострадало от пожара, и было снесено.

Вот такая краткая информация по истории Филипповской церкви. Надеюсь, что она будет интересна читателям, особенно жителям Пыбьи. Возможно, кто то из читателей знает что-то больше, или внесен исправления в мой текст. Может у кого-то сохранились фото священников, или воспоминания о них. Просьба обратиться музейную комнату Пыбьинской школы или  в редакцию газеты.

Людская фантазия и молва связали истории двух храмов: православного и мусульманского. Хоть и не было ничего общего в них, но роднило их одно: оба были построены на берегах реки Кестымки, оба носили имена с приставкой «кестымская» (мечеть и церковь). Оба были построены в населенных пунктах, в царских документах имеющих одно название – Кестым. Это обстоятельства и стали причиной того, что в один момент они стали «близнецами». Хоть и давно уже нет пыбьинской церкви, но в людской памяти она до сих пор хранится как «кестымская церковь»,  и по-прежнему люди стараются связать ее судьбу с Кестымской мечетью. Вот такая вот история двух храмов, состоящая из фактов и вымыслов. И именно этим она интересна. Ведь жизнь без легенд не интересна.

Историческая справка о служителях Филипповской церкви (данные собраны мною с различных страниц интернет-сайта  «Вятка:наследие»):

В 1898 году священником церкви назначается  Дернов Николай Иванов. Однако 28 мая 1901 года он был  переведен на диаконскую вакансию в Глазовский Преображенский собор. 

28 июня 1901 года священником в Филлипповскую церковь был переведен Сильвинский Павел Андреевич, до этого служивший в храме с. Юрьева, Котельнического уезда. Он же упоминается священником в с. Кестым (Пыбья)  в 1905 и 1910 годах.

В 1913 году священником назначается  Главатских Григорий (отчествоне указано). Он родился в 1889 г. в семье крестьян-удмуртов. В 1906 году окончил Балезинскую церковно-приходскую школу. В 1909 г. окончил Вятские миссионерские курсы. В 1912 г. определен на диаконскоеместо в с.Пужмезь. В 1913 г. перемещен священником  в с.Кестым (Пыбья), где так же упоминается и в 1915 году. Его семь : жена Марианна Ивановна 1890 г.р. , дети: Вячеслав 1912 г.р  и Евгений 1913 г.р.

В сведениях за 1900 год псаломщиком значится  Падарин Александр Павлович. А в 1905 году  —   Кротов Владимир Николаевич.

В 1909 г. по прошению епархиального попечительства о бедных духовного звания просфирницей в с.Кестым (Пыбья) была  назначена Логинова Надежда Владимировна. Родилась в 1865 г. в крестьянской семье. Была замужем за крестьянином Григорием Логиновым.

С декабря 1915 г. старостой церкви был Перевощиков Александр Васильевич. Крестьянин-удмурт, 1871 г.р. Окончил начальную школу с. Кестым в 1881 г. Семья: жена Пелагея Никоновна 1867 г.р., дети София и Николай. 

Автор статьи: Касимов Ильмир Харисович, краевед, имам мечети д. Кестым

 
По теме
Архипастырское богослужение в монашеской общине ур. Паздеры - Ижевская и Удмуртская епархия В Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти прп. Алипия столпника, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин возглавил Божественную литургию в храме Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы монашеской общины ур.
10.12.2018
4-й съезд Сообщества семей слепоглухих - Ижевская и Удмуртская епархия В конце ноября в Перми прошел 4-й съезд Сообщества семей слепоглухих. Организатор съезда, фонд Со-единение, собрал инициативных мам, воспитывающих слепоглухих детей,
10.12.2018
Тверской священник в Гуччи вернулся в Инстаграм - Сусанин Протоиерей завел новый аккаунт. Тверь. Тверская область. Пользователи сети нашли в Инстаграм новый аккаунт протоиерея Вячеслава Баскакова из Твери, выкладывающего фотографии в одежде Gucci и Louis Vuitton.
10.12.2018
 
Архиерейское богослужение в Неделю 28-ю по Пятидесятнице - Сарапульская Епархия 9 декабря 2018 года в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Преосвященнейший Антоний, епископ Сарапульский и Можгинский совершил Божественную Литургию в Покровском кафедральном соборе г. Сарапула.
09.12.2018
Правящий архиерей совершил всенощное бдение накануне Недели 28-й по Пятидесятнице - Сарапульская Епархия 8 декабря 2018 года, накануне Недели 28-й по Пятидесятнице, Преосвященнейший Антоний, епископ Сарапульский и Можгинский совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе г. Сарапула.
09.12.2018
 
Наши гости! - Музей-усадьба П.И Чайковского Сегодня музей-усадьбу П.И. Чайковского посетили Архиерей Русской православной церкви, епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин и Благочинный Воткинского округа иеромонах Павел.
08.12.2018
В день памяти Святой великомученицы Екатерины правящий архиерей возглавил богослужение в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Сарапула - Сарапульская Епархия 7 декабря 2018 года, в день Святой великомученицы Екатерины, Преосвященнейший Антоний, епископ Сарапульский и Можгинский,
07.12.2018
 
В Епархиальном управлении митр. Викторин встретился с гостями епархии, прибывшими на юбилейные торжества - Ижевская и Удмуртская епархия После торжеств, посвященных 195-летию Александро-Невского собора г. Ижевска , митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин провел встречу с гостями епархии, прибывшими для участия торжествах:
07.12.2018
Епископ Антоний совершил богослужение накануне дня памяти благоверного великого князя  Александра Невского - Сарапульская Епархия 5 декабря 2018 года, накануне дня памяти блгв. вел. кн. Алекса́ндра Невского, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний совершил вечернее богослужение в Покровском кафедральном соборе г. Сарапула.
07.12.2018
 
33-летний мужчина не справился с управлением авто и врезался в столб. Накануне, 9 декабря, в Ижевске около 4 часов утра 33-летний пьяный (1,070 мг./л.) водитель не справился с управлением ВАЗом и врезался в столб.
10.12.2018 Известия Удмуртской Республики
4-й съезд Сообщества семей слепоглухих - Ижевская и Удмуртская епархия В конце ноября в Перми прошел 4-й съезд Сообщества семей слепоглухих. Организатор съезда, фонд Со-единение, собрал инициативных мам, воспитывающих слепоглухих детей,
10.12.2018 Ижевская и Удмуртская епархия
Тверской священник в Гуччи вернулся в Инстаграм - Сусанин Протоиерей завел новый аккаунт. Тверь. Тверская область. Пользователи сети нашли в Инстаграм новый аккаунт протоиерея Вячеслава Баскакова из Твери, выкладывающего фотографии в одежде Gucci и Louis Vuitton.
10.12.2018 Сусанин
Архипастырское богослужение в монашеской общине ур. Паздеры - Ижевская и Удмуртская епархия В Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти прп. Алипия столпника, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин возглавил Божественную литургию в храме Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы монашеской общины ур.
10.12.2018 Ижевская и Удмуртская епархия
01 - Национальная библиотека Удмуртии Центр национальной и краеведческой литературы и библиографии приглашает на  выставку новых поступлений «Тодматске – выль книгаос» («Знакомьтесь – новые книги») , которая будет работать до конца декабря по адресу: ул.
10.12.2018 Национальная библиотека Удмуртии
«От селтинцев с любовью!» - Минкультуры 8 декабря 2018 года  в городе Ижевске на сцене Удмуртского  национального театра   состоялся  концерт «От селтинцев с любовью!
10.12.2018 Минкультуры
Это выставка про увлекательную физику, иллюзии и оптический обман. В Ижевске до 27 января в новом выставочном зале Галереи на улице Пушкинская, 247 работает выставка «Нереальная Реальность»,
10.12.2018 Известия Удмуртской Республики
Скорый поезд сообщением Ижевск-Москва с новыми двухэтажными вагонами отправился в  первый рейс - Президент и Правительство УР Ижевск-Москва стал 9 маршрутом, где запущены двухэтажные поезда. Это позволит путешествовать с высоким уровнем комфорта и перевозить из Ижевска в Москву в два раза больше пассажиров.
10.12.2018 Президент и Правительство УР
Скорый поезд сообщением Ижевск-Москва с новыми двухэтажными вагонами отправился в  первый рейс - Президент и Правительство УР Ижевск-Москва стал 9 маршрутом, где запущены двухэтажные поезда. Это позволит путешествовать с высоким уровнем комфорта и перевозить из Ижевска в Москву в два раза больше пассажиров.
10.12.2018 Президент и Правительство УР
Большое Прикамское СОБРАНИЕ всех Дедов Морозов, или все ли вы знаете о главном персонаже новогодних елок? - Музей истории и культуры Среднего Прикамья Хотите принять участие в Большом СОБРАНИИ Прикамских Дедов Морозов? Музей истории и культуры Среднего Прикамья города Сарапула предоставляет вам такую замечательную возможность!
10.12.2018 Музей истории и культуры Среднего Прикамья
Компания «Удмуртские коммунальные системы» подводит первые итоги от реализации инвестпроекта по строительству и вводу нового участка магистральной теплосети от Ижевской ТЭЦ-2 (перемычки «Буммаш») диаметром 800 мм и протя
10.12.2018 Удмуртские коммунальные системы